ОНЛАЙН-КУРС
Древнерусское лицевое шитье
онлайн-курс
Древнерусское лицевое шитье
На онлайн-курсе вы познакомитесь с историей и традициями древнерусского лицевого шитья, узнаете об основных особенностях иконописного рисунка и техниках шитья, материалах и инструментах.

Уроки скомпонованы таким образом, чтобы пользователи контента обогатились знаниями древнерусской культуры и могли самостоятельно вышить икону святого образа.
8 видео-уроков и онлайн-консультации
Программа курса
1
Знакомство с историческими традициями древнерусского шитья, инструментами и материалами, подготовка работы.
2
Знакомство с иконописным рисунком доличного в вышитых иконах, цветным эскизом, техникой шитья в раскол и контурным швом; создание самостоятельного произведения шитья малой формы и обсуждение вопроса применения этого сюжета в большой программной работе.
3
Знакомство с гравюрой стежка, освоение его пластики на различных формах, умение составлять прорись и на ней выбирать правильное направление стежков. Знакомство с личным шитьем. Вышивка ликов тетраморфов от простейших зооморфных у тельца и льва, до антропоморфного у ангела.
4
Освоение золотного прикрепного шитья для последующего применения в вышивке доличного в лицевом шитье.
5
Освоение учащимися шелковых проемных и прикрепных швов для последующего применения в вышивке доличного в лицевом шитье.
6
Освоение иконописного рисунка женского лика в фас и различных жестов рук, а затем вышивка на этой основе образа святой.
7
Освоение иконописного рисунка женского лика в 3/4 и различных жестов рук, а затем вышивка на этой основе образа святой.
8
Соединение личного и доличного, завершение вышитых образов, оформление произведения.
9
Онлайн-консультации
На протяжении курса будет несколько онлайн-консультаций с лекторами.

1
Урок 1
Урок вводит учащихся в мир древнерусского шитья, который был всегда связан с духовными центрами Древней Руси и в первую очередь с монастырями. Рассказ идет из Константино-Еленинского женского монастыря, где многие годы развивается центр древнерусского шитья Северо-Запада – мастерская «Покров». Происходит знакомство с традиционным древнерусским искусством, описывается предназначение различных предметов древнерусского шитья, их роль и место в богослужебной практике и украшении интерьера храмов. Постигается искусство крашения нитей растительными красителями, выбор и подготовка материалов к работе, знакомство с инструментарием, проводятся подготовительные работы.

Вводный урок. Подготовительные работы

2
Урок 2
Лицевое шитье можно назвать иконописью в шелке. Те же законы иконографии, те же каноны. Но, другой материал. Предметы разного назначения в своем построении подчиняются законам монументального искусства, если это хоругви, катапетасмы (завесы царских врат), индитии (одежды на престол), плащаницы и покровы, облачения. Они должны быть видны издалека, поэтому мы избегаем мелких деталей, тонкой вышивки. При создании для них макетов хорошо ориентироваться на мозаики и фрески.
 В этом уроке даются определения доличного и личного в древнерусском шитье, усваивается роль в работе над проектом и значение прориси, эскиза в цвете, проводиться выбор тканей и шелков для вышивки. Происходит знакомство с иконописным рисунком. Изучаются композиции с деревом, горкой, палаткой. Делается эскиз в цвете. Дается первая техника лицевого шитья, которая является основной в лицевом и доличном шитье – шов раскол и вспомогательный шов – контурный. Подбираются под проект ткань и цветные шелка. Изучается последовательность вышивки деревьев, горок и палаток. Обсуждается, для каких предметов подходят вышитые композиции и их оформление.
Доличное в лицевом шитье. Палатки, горки, деревья

3
Урок 3
Этот урок посвящен изучению пластике шитья шелком в раскол для личного. Сначала преподается иконописный рисунок символов евангелистов – тетраморфов: льва, тельца, орла и ангела.
Тетраморф (с др.-греч. «четырёхобразный, четырёхвидный») — в Ветхом Завете – это крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.) с четырьмя лицами – человека, льва (с правой стороны), быка и орла (с левой стороны).
Позднее эти животные были истолкованы как символы четырех евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.
На уроке рисуются четыре прориси, создается эскиз в цвете. Изучается гравюра стежка на каждом из тетраморфов, создаются проекты разного направления стежков, соответствующие определенному символу, следуя направлению рисующей. Подбираются ткань для вышивки и два цвета шелковых нитей: прориси и основного тона.
Пластика стежка. Тетраморфы. Крашение растительными красителями

4
Урок 4
Этот урок полностью посвящен техникам доличного шитья, которые в дальнейшем должны будут применяться в вышивке образов святых. Знакомство с историей золотного шитья в прикреп. Идет рассказ об исторических периодах бытования различных техник и приемов шитья. Домонгольсие швы на проем и позднейшие – прикрепные. Представляются виды прикрепов, их бытование на памятниках древнерусского шитья. Изучается техника вышивки, приемы, работа с инструментами. Даются схемы прикрепов и осваиваются все виды прикрепного шитья золотной ниткой.
Доличные швы. Золотное шитье в прикреп

5
Урок 5
Урок посвящен изучению доличных швов, исполняемых шелковыми нитями. Изучение построено в историческом контексте бытования швов. Представляются древние памятники. Изучаются шелковые швы на проем: разновидности косой стежки; прикрепные шелковые швы: ярославские, разнообразные прикрепные, восточные.
Шитье шелком в прикреп - традиционная техника древнерусского шитья. Техника исполнения похожа на золотное прикрепное шитье, но в исполнении пасмой шелка выполняется гораздо быстрее и подходит для заполнения больших поверхностей. Среди прикрепных швов шелком можно выделить ряд изысканных и сложных прикрепных швов шелком, сейчас их называют ярославскими. Для работы над швами предварительно надо нарисовать схемы прикрепов.
Одним из излюбленных швов в Средние века была, так называемая, косая стежка - шов шелком на проем. Им вышивали доличное на больших пространствах, как на покровах, так и мельчайшие детали одежд. Внешне косая стежка похожа на прикрепный шов косой ряд.
Еще один шов, исполняемый шелком в прикреп, то же один из древнейших - это восточный шов. В Западной Европе он то же был очень распространен. Этот шов исполняется в три приема. Два ряда настилов и последний - прикреп.
Доличные швы. Шитье шелком косой стежкой, ярославскими швами, восточные швы.
She has been nominated for an Academy Award, two Grammy Awards, and the Mercury Prize

6
Урок 6
Урок посвящен лицевому шитью женского образа в фас. Сначала изучается иконописный рисунок с построением женского лика в фас, различные жесты рук, представляются иконописные памятники. Осваивается гравюра стежков лика, нанесение притенений. Так же и гравюра стежков различных жестов рук. Изучаются исторические вышивки женских ликов в фас. Затем осваиваются этапы вышивки лика и рук. От прориси, притенений, до основного личного тона.
Первый этап в освоении вышивки ликов - женский лик в фас. Иконописные изображения святых жен чаще всего бывают в фас. Прически, головные уборы, одежды, крест в руках изображаются согласно их житию и подвигу
Лик в фас. Вышивка икон святой

7
Урок 7
Урок посвящен женскому лику с разворотом в ¾. Представляются древние иконописные памятники с иконами Божией Матери в развороте ¾. Показываются этапы работы над прорисью лика и рук. Рассматриваются древние вышитые образы разных мастерских. Изучается гравюра стежка. Поэтапно осваивается вышивка прориси, затем притенений, на основании проекта гравюры стежка вышивается образ. Затем разные положения рук в той же последовательности: от прориси к основному тону.
Лик в развороте ¾. Вышивка икон святой

8
Урок 8
Урок посвящен завершению разработки предыдущего урока, где вышивался лик в ¾ святой – вышивке рук, тоже в развороте ¾, но с разворотом в другую сторону. Разрабатывается прорись, гравюра стежка, затем происходит поэтапная вышивка: прорись, притенение, основной тон.
Заключительный этап видео уроков – соединение лицевого шитья, освоенного прежде и доличного. К вышитым ликам на образах святой добавляются изученные ранее доличные швы. Обсуждаются варианты применения швов, цвет ниток. Завершение работы – прошив прориси шнурами, надписи на образах. Затем рассказывается, как снять вышивку с пялец и оформить произведение.
Обращаем особое внимание на вышивку надписи, ее делаем в конце работы, причем отдельно переводим на кальку с прориси, нашиваем на готовый образ и прошиваем. По рабочему микаленту это делать опасно, потому что во время вышивки текст мог исказиться.
Вышивка рук. Завершающие работы.
«Сохранение культурной идентичности – on-line курс древнерусского лицевого шитья».  
проект реализован в рамках конкурсной программы
Фонда Президентских грантов

Апробация и информационная поддержка проекта осуществляется через региональные филиалы Русского музея - информационно-образовательные центры "Русский музей: виртуальный филиал".

Трансляции презентации курса и онлайн-консультации организованы Центром мультимедиа Русского музея



Команда онлайн-курса


Игумения Илариона (Феоктистова)
руководитель проекта, настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви
Вера Борисовна Казарина
кандидат искусствоведения, член Союза художников России,
руководитель мастерской древнерусского шитья Константино-Еленинского женского монастыря «Покров», лектор курса
Ольга Леонидовна Некрасова-Каратеева
доктор искусствоведения, профессор кафедры Художественного образования и декоративного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Заслуженный деятель искусств РФ, методическое сопровождение курса
Олеся Анатольевна Мамонова
художник-иконописец, лектор курса
Мария Альбертовна Чаркина
искусствовед, руководитель виртуального филиала Русского музея при Академии художеств (Санкт-Петербург), куратор проекта
Елизавета Александровна Казарина
ассисент лектора курса, магистрант кафедры Художественного образования и декоративного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Илья Невяжский
Съемка и монтаж
Роман Шишков
технический директор проекта
Задавать вопросы по курсу или записаться на онлайн-консультации можно здесь
Куратор курса: Мария Альбертовна Чаркина
Лектор курса: Вера Борисовна Казарина
Коллекция Русского музея
Посмотреть произведения древнерусского лицевого шитья из собрания Русского музея можно на сайте www.rusmuseumvrm.ru
Смотрите лекцию о прикладном искусстве Руси ведущих научных сотрудников Государственного Русского музея
Ольги Витальевны Клюкановой и Светланы Михайловны Новаковской-Бухман
Made on
Tilda